Всё о маркировке обуви

C 1 июня 2018 года по 30 июня 2019 года проходил пилотный проект по маркировке и прослеживаемости обувной продукции.

За время эксперимента участники рынка в добровольном режиме протестировали схему взаимодействия между собой, проверили работу механизма маркировки, ознакомились с правилами и перестроили рабочие процессы.

С 1 июля 2019 года маркировка обуви стала официальной. И для тех, кто не участвовал в эксперименте, многие процессы непонятны. Мы расскажем, как проходит маркировка и что сделать, чтобы не нарушить закон.

Что такое маркировка и зачем нужна

Маркировка — нанесение на упаковку цифрового кода — электронного точечного двухмерного кода формата Data Matrix.

Код должен наноситься так, чтобы его было нельзя отделить от потребительской упаковки.

В коде зашифрована последовательность из цифр. Они включают:

  • GTIN (Global Trade Item Number) — глобальный номер товарных позиций;
  • серийный номер — идентификационный номер товара;
  • крипто-хвост — код проверки, который гарантирует достоверность кода маркировки.

Выдаёт коды маркировки и отслеживает движение товаров до выбытия единый оператор системы — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Национальная система цифровой маркировки называется «Честный ЗНАК». Правила маркировки утверждены постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 .

Кому и зачем нужна маркировка​

Маркировка необходима, чтобы снизить количество контрафактной и поддельной продукции.

Например, в июле 2019 года в Крыму задержали 36 800 тысяч турецких заготовок для обуви, маркированных товарным знаком «Hermes». Упаковка обуви не соответствовала стандартам, товарные знаки были нанесены некачественно. «Hermes International» признала товары контрафактными. Причинённый ущерб, по оценке правообладателя, составил 736 000 рублей

По оценкам Минпромторга РФ, для обувного сегмента её доля более 40%. потребители будут защищены от нелегальной и контрафактной продукции;

Маркировка касается трёх сторон: потребителей, бизнеса и государства. Для каждого свои выгоды:

  • представители легального бизнеса вырастят свою долю на рынке и увеличат выручку, получат данные о движении продукции по логистической цепи;
  • государство сократит «серый» рынок, повысит налоговые и таможенные сборы.

Что нужно маркировать

Маркировать необходимо обувную продукцию, которая входит в разделы 6401-6405 ТН ВЭД.

Товары, которые не предназначены для продажи, маркировать не нужно, так как они не находятся в обороте. К ним относятся выставочные образцы и экспериментальные образцы. Но если эти товары понадобится продать, их нужно промаркировать.

Как участвует в маркировке система «Честный ЗНАК» и ОФД

Что делает «Честный ЗНАК»

«Честный ЗНАК» выпускает коды маркировки и передаёт их участникам товарооборота: производителям или импортёрам. Они получают коды, регистрируют их в системе «Честный ЗНАК». Так коды попадают в реестр.

Чтобы передать товар дистрибьютору, а далее розничному продавцу, участники процесса должны обмениваться универсальными передаточными документами — УПД при помощи системы электронного документооборота — ЭДО. Таким образом «Честный ЗНАК» контролирует каждый этап движения товара и знает, что происходит с товаром.

При этом производитель, дистрибьютор и розничный продавец должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». После того как они зарегистрируются, ЦРПТ сможет отслеживать движение товара от момента производства до продажи конечному потребителю.

Когда конечный потребитель покупает маркированный товар на кассе — код маркировки выбывает из оборота.

Что делает ОФД

Когда товар отсканировали на кассе и пробили чек, эту информацию получает ОФД. Он передаёт её в ФНС, а в «Честный ЗНАК» отправляет код маркировки. Таким образом фиксируется выбытие товара из оборота.

Розничный продавец должен подписать дополнительное соглашение с оператором фискальных данных. Это необходимо, чтобы оператор фискальных данных передавал в ЦРПТ информацию о выбытии товаров. 

Так же некоторые ОФД предоставляют участникам информацию о кодах и их статусах кодов в личном кабинете, но за дополнительную плату. У OFD.ru это входит в стоимость тарифа.

Удобнее работать с оператором фискальных данных, который предоставляет услугу ЭДО: не нужно искать отдельную компанию, заключать дополнительный договор, регистрироваться в дополнительном личном кабинете.

Кто и как участвует в маркировке

В маркировке участвуют производители, импортёры, дистрибьюторы и розничные продавцы. У всех разные задачи, поэтому и процесс маркировки для каждого участника будет отличаться.

mark_shoes_1

Производитель или импортёр

Производитель или импортёр должны маркировать обувь. Они заказывают коды маркировки в системе «Честный ЗНАК», печатают и наносят его на товар.

Если обувь производят в России, производитель должен промаркировать её на производстве. Если обувь изготовлена за границей, маркировать её нужно до пересечения российской границы или до того, как она попала на таможню. Это можно сделать на производстве, в центрах этикетирования и маркировки, которые постепенно открываются в других странах. Или вы можете сами печатать коды и договариваться о маркировке с импортным производителем. В случае импорта все коды вносятся в таможенную декларацию, чтобы ФТС разрешила ввоз этих товаров в страну. 

Дистрибьютор или оптовый продавец

Далее производитель продаёт продукцию дистрибьютору или розничному продавцу. В момент передачи товара оба участника подписывают УПД и обмениваются ими в системе электронного документооборота — ЭДО.ПОТОК. Так информация о том, что товар перешёл к другому участнику, фиксируется в системе «Честный ЗНАК».

Дистрибьютор получает от производителя промаркированный товар и обменивается с ним УПД. Далее он может перепродать этот товар розничному продавцу, но для этого они также должны обменяться УПД, в котором зафиксированы коды маркировки. Только так «Честный ЗНАК» узнаёт, что происходит с товаром.

Розничный продавец

Розничный продавец принимает товар и подписывает УПД с дистрибьютором или производителем. Когда он продаёт обувь физическому лицу и сканирует на кассе двухмерный штриховой код Data Matrix, то автоматически отправляет информацию о продаже товара оператору фискальных данных с помощью кассового чека. А оператор фискальных данных передаёт информацию о выбытии товара в «Честный ЗНАК».

 

mark_retail_1

Этапы маркировки обуви

В Постановлении указаны даты, обязательные к соблюдению.

С 1 октября 2019 г. по 1 февраля 2020 г.

Получите регистраторы эмиссии и наладьте бизнес-процессы. Промаркируйте остатки товара.

С 1 февраля 2020 г.

Передавайте сведения об операциях с маркированной обувью: от производства до продажи в систему «Честный ЗНАК». С этой даты производство, импорт, розничная торговля и оборот немаркированной обуви запрещены.

Как подготовиться к маркировке духов

Чтобы стать участником маркировки и не нарушить закон, нужно выполнить ряд условий.

Если вы производитель или импортёр

Если вы дистрибьютор или оптовый продавец

Если вы розничный продавец

Зарегистрируйтесь в системе маркировки на сайте ЧестныйЗНАК.рф. Та вы будете передавать информацию о товаре.

Купите квалифицированную электронную подпись (КЭП). Её можно оформить в одном из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров. С ней вы сможете зарегистрироваться в системе маркировки и в ЭДО.

Подключитесь к системе электронного документооборота — ЭДО. Это необходимо, чтобы обмениваться электронными документами на товар. У OFD.ru есть система ЭДО.ПОТОК.

Если вы небольшой производитель:

1. Зарегистрируйте товар в GS1 Russia и получите GTIN коды. Благодаря этим кодам и серийному номеру «Честный ЗНАК» определит, к какой товарной позиции относится единица товара и на их основании выдаст коды маркировки. Чтобы получить GTIN коды, отправьте запрос в GS1.

2. Закажите коды в ЦРПТ, и оплатите их. Каждый код маркировки стоит 50 копеек без НДС.

3. Купите обычный принтер, чтобы самостоятельно печатать и наклеивать коды. Или принтер-аппликатор, который будет печатать этикетки с клеящейся стороной. 

Обновите складскую программу

Подпишите дополнительное соглашение с ОФД, чтобы передавать информацию о маркированном товаре

 

Если вы крупный производитель:

1. Запросите у ЦРПТ регистратор эмиссии. Это криптографическое программно-аппаратное средство, через которое передаются защищённые коды маркировки. Регистратор эмиссии бесплатный. Его устанавливают на предприятии специалисты, которые получили разрешение от ЦРПТ.

 

2. Купите и настройте оборудование для производственной линии, которое будет переносить коды маркировки на продукцию.

Купите 2D-сканер штрих-кода или терминал сбора данных, который поддерживает считывание кода Data Matrix

Обновите кассу или поменяйте прошивку. Ваша касса должна отправлять в ОФД чеки с пометками, что была продана маркированная продукция

 

 

Купите 2D-сканер штрих-кода, чтобы считывать код Data Matrix. 1D-сканер читает только линейные штрих-коды, поэтому его нельзя использовать. Если у вас есть подходящее оборудование, покупать новое не нужно

Подробную  инструкцию о том, как подготовиться к маркировке, читайте на сайте системы «Честный ЗНАК».

Что делать с остатками товаров

Продажа немаркированной обуви будет запрещена с 1 марта 2020 года. Если к этому моменту на складе останется обувь без маркировки, её нужно будет промаркировать: заказать коды, напечатать этикетки и наклеить на упаковку.

Если покупатель вернёт товар после 1 марта 2020 год и код маркировки не будет повреждён, его необходимо повторно ввести в оборот через личный кабинет системы «Честный ЗНАК» с прежним кодом маркировки.

Если товар будет с повреждённым кодом маркировки, необходимо заказать код, напечатать этикетку и наклеить на упаковку. То же самое придётся сделать, если пара была промаркирована, но упаковка или сам код пропали.

Остатки с упрощёнными кодами, которые выдаются при кратком заполнении описания товара, можно продавать в течение 2-х лет с момента ввода продукции в оборот.

Если не подключиться к системе маркировки, поставщики не смогут легально отгружать товар.

Штрафы за нарушения закона о маркировке

Если выпускать товары без маркировки, участнику товарооборота грозит конфискация товара и штраф по статье 15.12 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП 5 000–10 000 рублей;
  • для юрлиц 50 000–100 000 рублей и конфискация предметов правонарушения.

Если продавать, хранить, перевозить или покупать для продажи товары без маркировки, их конфискуют, а ответственное лицо оштрафуют:

  • граждан на 2 000–4 000 рублей;
  • ИП и должностных лиц на 5 000–10 000 рублей;
  • юрлиц на 50 000–300 000 рублей и конфискация предметов правонарушения.

Важно

Маркировка — обязательное действие для участников товарооборота. Чтобы не нарушить закон, выполните обязательные условия.

  • Зарегистрируйтесь в системе маркировки на сайте ЧестныйЗНАК.рф
  • Купите квалифицированную электронную подпись
  • Подключитесь к системе электронного документооборота — ЭДО.
  • Купите или обновите оборудование в зависимости от своего рода деятельности.
  • Наладьте процессы маркировки в соответствии с принятым Постановлением.