Работа с КЭП по 63-ФЗ в 2022 году

289

1 января 2022 года в 63-ФЗ вступили в силу изменения, касающиеся правил получения квалифицированной электронной подписи (КЭП) для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим ответим на самый популярный вопрос, возникающий в последнее время. 


Будет ли работать моя электронная подпись в 2022 году?

В 2021 году выпускающие КЭП удостоверяющие центры (УЦ) должны были пройти переаккредитацию по новым правилам. На текущий момент аккредитовано более 40 УЦ, и только выданные этими центрами прошлогодние сертификаты при определённых условиях будут работать в этом году. 

Чтобы узнать, будет ли работать электронная подпись в 2022 году, нужно проверить дату выдачи сертификата и удостовериться, что выдававший его УЦ прошел аккредитацию.

 

          Удостоверяющий центр прошел аккредитацию по новым правилам

  • Сертификат выдан после 01.07.2021, но до аккредитации УЦ — подпись применима до окончания срока действия сертификата, но не дольше, чем до 31.12.2022.
  • Сертификат выдан до 01.07.2021 — сертификат недействителен. 

          Удостоверяющий центр не прошел аккредитацию

  • Сертификат с 01.01.2022 становится недействительным. 

 

С 2022 года получение квалифицированной электронной подписи для директора компании и индивидуального предпринимателя возможно только в ФНС или у Доверенных лиц УЦ ФНС.

 

КЭП лично в руки директорам 

Одно из изменений — запрет на выдачу сертификата сотрудникам компаний или иным сторонним лицам по доверенности. Теперь собственникам бизнеса придётся получать сертификат лично, причём руководители коммерческих организаций или ИП должны обращаться в ФНС, главы финансовых компаний — в Центробанк, а должностные лица бюджетных учреждений и госорганов — в Казначейство. 

Обратите внимание, что посещение госорганов возможно только по предварительной записи, а в день получения сертификата на подпись при себе нужно иметь паспорт, СНИЛС, а также защищенный носитель и лицензию на программу для компьютера, где будет использоваться электронная подпись.
 

Сертификат всем и каждому

Следующее нововведение касается улучшения безопасности КЭП: она защищена от дублирования и потому может использоваться лишь одним лицом. Из этого следует, что каждый сотрудник компании, занимающийся подписанием документов, должен иметь собственную подпись — сертификат физического лица. С 1 января 2023 года такие работники должны будут заверять документы с помощью такого сертификата совместно с электронной доверенностью, подписанной сертификатом директора или ИП. 

Для плавного перехода на новые правила дан год, а уже с 1 марта сотрудники компаний по желанию смогут получить сертификат физлица и заверять им документы, прикладывая электронную доверенность. Ожидается, что изначально такой порядок будет возможен не во всех системах — первыми к этому придут ФНС и ФСС.
 

Не нашли ответ?

Задайте свой вопрос, воспользовавшись нашей формой

Хотите знать больше?
Перезвоним вам в течение 5 минут и расскажем всё!

Спасибо!

Ожидайте звонка

Ошибка!

Попробуйте повторить запрос позже...